Как списывать неликвиды и не опасаться нареканий

Неликвидные запасы, как правило, списывают. На то они и неликвидные. Но при этом нужно, чтобы данный расход соответствовал понятию расхода и был правильно оформлен. Полезно вспомнить об этом – впереди годовой отчет.

Когда фирма списывает МПЗ

К материально-производственным запасам относятся сырье, материалы, товары, готовая продукция, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, канцелярские товары, запчасти, топливо и т.д. Этот список можно найти в пункте 2 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов».

Вы знаете, что ПБУ 5/01 утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 180н об утверждении ФСБУ 5/2019 «Запасы». Однако годовую отчетность за 2020 год мы сдаем еще вместе со старым ПБУ и используем пока его нормы.

Когда становится ясно, что никаких экономических выгод от использования или даже продажи МПЗ не предвидится, их списывают. Это происходит реже, чем при традиционном выбытии.

МПЗ становятся неликвидными, когда в процессе хранения ухудшилось их качество или товарный вид, или на товар нет спроса, или продукция, для которой предназначены запчасти, снята с производства.

Вот тогда их и списывают .

Документальное оформление

Если во время инвентаризации выявились неликвиды, инвентаризационная комиссия должна составить акт на списание.

Узнайте, обязательно ли включать бухгалтера в инвентаризационную комиссию

Форму акта на списание можно разработать самостоятельно, не забывая об обязательных реквизитах первичного документа по Закону о бухучете .

Из него должно быть ясно, что, сколько, по какой цене за единицу, на какую сумму и по какой причине списывается.

использования. Если виновные лица установлены, порядок списания будет другой .

Также в акте нужно отразить, что делать со списанными МПЗ - уничтожить их или передать на утилизацию сторонней организации.

Напомним, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности подлежит лицензированию (подп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Например, неликвидные компьютеры и мониторы относятся к IV классу опасности.

Факт уничтожения нужно зафиксировать в акте об уничтожения. В нем укажите дату совершения операции, количество запасов. Подписать акт должна отдельная комиссия.

Если вы передаете свои неликвиды сторонней организации для утилизации или на уничтожение, то для учета расходов, связанных с утилизацией (уничтожением), понадобится акт их передачи этой организации.

Списание в расходы

Таким образом, запомните три основания, по которым можно списать неликвидные МПЗ.

При их соблюдении стоимость списанных морально устаревших неликвидных МПЗ, запасов с истекшим сроком годности и затраты на их утилизацию (уничтожение) можно включить в состав прочих расходов (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

 
main image
 

☆ Перед составлением годового отчета за 2020 год вам также пригодится информация:

Списание товаров с истекшим сроком годности

В чем различие утилизации и уничтожения

Налоговые последствия утилизации

Налоговые последствия уничтожения

Убытки от недостач

Почему убытки нежелательны


Доступ к бератору на 3 дня

Вверх